четверг, 9 ноября 2017 г.

Из записок Устюгова В.Д. Деревня после революции.






= Советная
- Приехал домой в Советную, в первый день рождества, рано утром, дома меня ждали, только не знали, когда я приеду. Больше всех меня ждала мама, моя дорогая мама. Мама топила печь, отец ушел в церковь, остальные ещё спали, в избе было темно, огня не зажигали. Я тихо зашел в избу, мама стояла у печки, она думала, что кто-то из соседей зашел, и продолжала делать свое дело, спросив: «Кто там пришел? Что надо?». Я молчал, у меня сильно колотилось сердце, я, конечно, хотел в первую очередь увидеть маму, сильно о ней натосковался, меня душили слезы. Я тихо сказал: «Мама! Ведь это я!». У нее выпал из рук ухват, и она села на лавку: «Как, это Васька ты? Родимый ты мой! Как я тебя ждала, видела во сне! Ну, покажись, какой ты стал?!». Она зажгла лампу, подошла ко мне, обняла меня, заплакала и сказала: «Какой ты большой вырос! Слава богу, живой и пришел домой». Мама на меня смотрела и гладила мою голову своими натруженными шершавыми руками, а мне казались эти руки, руки матери, самыми мягкими, самыми нежными руками! Не виделись мы всего один год, этот год казался вечностью для мамы и для меня. Ничем, я особенно не изменился за этот год, но я возмужал, стал, строен, физически окреп, в военном обмундировании казался старше своих лет. Я пришел домой 25 декабря 1917 года по старому стилю, по новому стилю это было 7 января 1918 года. Был я молод, и политика меня интересовала меньше всего, меня в первую очередь интересовали советинские девчата и ребята, мои товарищи. Закончилась рождественская обедня, пришел из церкви отец, ему уже по дороге сказали, что пришел из армии твой сын Васька. Собралась вся семья, потом пришли соседи посмотреть солдата. Я очень был рад своему возвращению домой, где родился и вырос, как бы ни бедна и трудна была моя жизнь дома, на родине, дом тянул к себе, к родителям. Это чувство осталось у меня и сегодня. В первый день моего приезда я ходил по избе, чулану, во дворе все рассматривал, пронюхивал, все это мне было так приятно, хотя за один год ничего не изменилось в хозяйстве, только стало оно ещё беднее. Я ходил, гладил коня, корову, овечек.
- Нужно сказать, что октябрьская революция ещё не дошла до нашего села и до других сел и деревень. В Советной все было по-старому, верховодили всем те же богатые мужики. В церкви продолжали воспевать «боже царя храни», хотя в этот момент царя и всю романовскую семью «хранили» в Тобольске вооруженные советские отряды. С приходом из армии солдат фронтовиков, принесших с собой революционные настроения, начинается подниматься вопрос о перемене власти, о выборах советов. Многие крестьяне все ещё судачили: «А как же мы теперь будем жить без царя батюшки». Среди народа считалось: царь – земной бог: «царь на земле, а бог на небе».
- Первыми организаторами советской власти в с. Советной были: Панкратов Леонтий, Козионов Андрей (Чигара), Козионов Михаил (Баран), Тимшин Александр (бывший псаломщик), Хлызов Петр, Шадрин Роман и другие. Эти товарищи в работе отстаивали большевистскую линию. Другая группа активистов села Советная, которые выступали против самодержавия, но сохранения Государственной думы и учредительного собрания. Это братья Мосеевы на хуторе, Кузнецов Тихон, Устюгов Иван Степанович и многие другие. Основная масса бедноты стояла в стороне от всех этих событий. Были организованы первые советские органы, но в них оказались опять прежние воротилы.
- Кулаки и церковники вели агитацию, что власть большевиков, без царя и министров долго не продержится. Такое положение продолжалось до весны 1918 года. Я от всего этого оставался в стороне, был я холостой, молодой и все свободное время от работы в своем хозяйстве, я тратил на гулянья. Прежние мои товарищи, Яков Сапогов, Григорий Третьяков были женаты. Мы с соседом Третьяковым Яковом гуляли в полную силу. Отец досаждал мне женитьбой, требовал, чтобы я немедленно женился. У меня были хорошо знакомые, уже близко знакомые советинские девчата, Анисья Третьякова из Подгоры, Марфа «Гужат», но жениться я был не намерен. Женитьба ничего хорошего мне не предвещала, кроме бедности, а далеко вперёд я не заглядывал, жил только сегодняшним днем, а сегодняшний день был очень беден, большая семья, теснота жилищная. Мама на моей женитьбе не настаивала, а отец все настойчивее повторял: «Хватит, побегал, давай женись». Я тогда решил жениться на Марфе Поспеловой (Сергея Гужат), т.е. выйти в дом, Марша была одна дочь, гуляя со мной, преследовала одну цель, чтобы я пошел к ним в дом. В начале лета мы с ней окончательно договорились, что скоро поженимся, но отец не хотел, чтобы я уходил из дома. Я, конечно, мог жениться на Анисье Николаевне из Подгоры, 17-летнй девушке, она меня безумно любила, я это знал и чувствовал. Эту миловидную, веселую, интересную девушку и я любил, но нам не суждено было быть и жить вместе, кончилась наша любовь по моей вине.
- Политические события в деревне с весны 1918 года начали принимать более острые формы, власть начала переходить в руки бедноты. В мае 1918 года в село Советная прибывает продовольственный отряд в количестве 12 человек. Саранинские красногвардейцы. В.Б. В июне месяце в Советной организуется комитет бедноты, в который вошли: Роман Шадрин, Михаил Воробьев, Желтышев Тимофей Степанович, Тимшин Александр, Козионов Андрей и другие. Председателем комитета бедноты был избран Шадрин Роман. Комитет бедноты располагался в бывшем доме псаломщика. Комитет взял в свои руки всю полноту власти. Богатые мужики не хотели добровольно отдавать продовольствие Советской власти, их не касалось, что кто-то, где-то голодает. В этот период на самом деле люди Москвы и Петербурга голодали, получали по восьмушке хлеба в сутки. Кулаки начали прятать хлеб, закапывать в землю. Продотряд, совместно с комитетом бедноты, приступили к конфискации излишков хлеба, скота и отправляли все в города. Комитет бедноты приступил к переделу земли, в первую очередь землю отбирали у кулаков и богатых мужиков и прирезали её бедноте. Вот только когда в Советной началась Октябрьская революция! Советинские кулаки почувствовали, что большевики пришли к власти всерьез и надолго, они почувствовали, что у них уходит из-под ног экономическая и политическая почва. Если раньше богачи-кулаки с насмешкой относились к революционным преобразованиям и начинаниям новой власти, то сейчас они начали организовывать разные противодействия мероприятиям, проводимым советскими органами. Я в это время начал принимать участие в работе комитета бедноты: наряжал подводы, дежурил и выполнял разные поручения. Тимшин Александр, один из активных участников комитета   бедноты, (до этого он служил в церкви псаломщиком) был грамотный, имел среднее образование. В первые же дни Советской власти, он отказался от сана псаломщика и включился в активную борьбу за Советскую власть. В 1918 году Тимшин вступил в коммунистическую партию, отец, священник Советинской церкви, не препятствовал сыну в его идейных делах. Потом т. Тимшин ушел в Красную армию, был помощником начальника полковой школы 38 стрелкового полка, потом был командиром стрелковой роты на восточном фронте, был ранен. Во время НЭПа он во всем разочаровался и вышел из партии, даже некоторое время опять служил псаломщиком в Советинской церкви, после работал на бухгалтерской работе.
- Кулаки Советной развернули пропаганду среди крестьян: не давать хлеба и других продуктов большевикам. Продотрядники, совместно с работниками комитета бедноты, начали производить обыски у богатых мужиков, находили припрятанный хлеб в поле, на станах, в лесу и других местах. Был произведен обыск у советинского попа Конюхова, обыском руководил Ванька Мусолят, при обыске было изъято много мануфактуры, муки и зерна. Верующие мужики возмущались, что побеспокоили попа. После всех этих обысков и конфискаций кулаки затаили великую злобу на продотрядников и работников комитета бедноты. Начались угрозы, анонимные письма в адрес продотрядников и комитетчиков, где угрожали расправой. Вот приблизительное содержание одной из них: «Ромка, если ты не перестанешь забирать хлеб и скот, то мы тебя убьем и твоих дружков тоже перебьем. Советская власть скоро кончится, ты никуда от нас не денешься!». Ещё одна анонимка была подброшена т. Тимшину: «Побойся бога, пожалей своего отца, священника, на том свете тебя господь накажет, вернись в лоно церкви господней, пока не поздно, остановись и останови других, не забирайте хлеб господний, созданный руками мужика». Угрозы расправы производились лично, классовая борьба принимала самые острые формы.  Это был июнь 1918 года. Работники комитета бедноты боялись ночевать дома и ходить ночью, были попытки нападения на председателя комитета Романа.
- Чехословацкий мятеж и другие события окрылили внутреннюю контрреволюцию, Красная армия отступала. Кулаки это чувствовали, начали нагло, открыто выступать против мероприятий Советской власти, против местных советских работников, коммунистов.  Не были приняты административные меры против кулаков, выступавших с угрозами власти и её работникам. У работников не было опыта работы, они первые и впервые стали руководителями местных органов Советской власти. Они не поняли, не разобрались в коварстве классового врага. Нужно было людей с антисоветскими выступлениями изолировать, привлечь к строгой ответственности, но этого ничего не было сделано. Кулаки этой беспечностью воспользовались, подготовили и произвели восстание в с. Советной. Мятеж чехословацкого корпуса, наступление белой армии, воодушевили кулаков, они распространили слухи, что скоро к нам придут казаки, многие этому поверили. До самой последней минуты, местные работники, бойцы продотряда, не знали о восстании, хотя восстание началось уже в Суксуне. Продотрядники были вооружены винтовками, гранатами, если бы они знали о готовившемся восстании за час, за полчаса, они сумели бы спастись, отступив, т.к. кулаки были вооружены плохо, но этого не произошло. О кулацком восстании в 1918 году в селе Советной, я написал в отдельной тетради. Приводиться ниже. В.Б.

Комментариев нет:

Отправить комментарий